Звезда «трактористов» николай крючков: что известно о его дочери и внучке (фото)

Смерть и память актёру

Под конец своих дней актёр с женой жил в небольшом посёлке Икша. Многие рассказывали, что семья жила достаточно бедно. Крючков в начале 90-х уже практически не говорил. От курения в его горле появилась неоперабельная опухоль. Лидия Крючкова после смерти супруга признавалась в том, что последние дни своей жизни артист провёл шутя. Женщина каждый день посещала своего супруга до тех пор, пока он не скончался. Николай Афанасьевич погиб 14 апреля 1994 года. От чего умер артист — этот вопрос волновал многих фанатов. Причиной смерти стала опухоль. Похороны мужчины прошли на Новодевичьем кладбище. На могиле актёра установили памятник (барельеф) с его автопортретом. В 2001 году были выпущены почтовые марки с изображением советского артиста.

Дочь Николая Крючкова – Эльвира Крючкова

Дочь Николая Крючкова – Эльвира Крючкова – гордость своего отца и самый близкий его человек. Она родилась предположительно в 1963 году, а ее мамой стала четвертая супруга Лидия Крючкова.

Дочь Николая Крючкова – Эльвира – единственный человек, который рос в семье отца и знал его с пеленок. Эля росла послушной и исполнительной девочкой. Она отлично училась, особенно легко ей давались иностранные языки, поэтому девочка стала переводчиком.

При этом Эльвира давно была влюблена в кинематограф, но не стала профессиональной актрисой, но часто представляла фильмы отца для иностранных делегаций.

Крючков Николай Афанасьевич: биография, дебют в кино

Однако не стоит думать, что тяжелые годы накладывали на Крючкова неизлечимый отпечаток грусти и трагичности. Парень успевал все: и учиться, и работать, и умело отдыхать. Он великолепно играл на гармошке, чудесно пел и лихо плясал, поэтому никогда не оставался в тени. Его таланты всегда выделяли юношу из числа друзей. Но главной его страстью были не танцы и песни. Он полюбил театр. Занимаясь в драмкружке, он изумительно проявлял свой талант в любой постановке. Например, в дебютной театральной постановке «1905 год» Николаю Крючкову пришлось сыграть сразу три разноплановых роли, с которыми парень справился превосходно. А ведь на тот момент ему было лишь 16 лет.

Конечно, мать видела его увлечение и была этим очень недовольна. Оно и понятно, ведь сообразительного, старательного Колю могла ждать серьезная и прибыльная профессия, которую он бы освоил без проблем. Но что могла поделать мать? Николай все так же работал на «Трехгорке», обеспечивал семью, а все свободное время отдавал театру.

Уже с 1928 года Крючков играет в Театре Рабочей молодежи, где его педагогами стали именитые артисты Хмелев, Савченко, Судаков. Роли он играл небольшие, но отдавался искусству полностью. Такой талант и самоотдачу не смог не заметить Борис Барнет. Он увидел его в спектакле «Зови, фабком!». К слову сказать, Борис Барнет был кинорежиссером и к тому времени выпустил картину «Закройщик из Торжка» с Игорем Ильинским в главной роли. А еще Барнет был супругом Натальи Глан, которая работала главным хореографом в молодежном театре и занималась с актерами танцами. Вот на этих танцах кинорежиссер и заметил Крючкова и тут же пригласил его на роль в новом фильме «Окраина».

Крючков Николай Афанасьевич согласился. Мало того, он так серьезно вжился в роль Сеньки-сапожника, что, как вспоминал сам Николай Афанасьевич, ему казалось, что всю жизнь он только и занимался ремеслом сапожника. Первая роль в кино для Крючкова стала пропуском в кинематограф, потому что картина стала такой популярной, что отметилась даже на фестивале в Венеции. Так начиналась большая и светлая дорога актера в кино.

Работа в театре

Любовь к театру парень начал демонстрировать ещё с юных лет. В более зрелом возрасте Крючков признавался, что когда в первый раз вышел на сцену, понял, что это его призвание. Актёру нравилось веселить публику и видеть восторженные взгляды. Николай Афанасьевич с 14 лет активно занимался творческой самодеятельностью. Он занимался в драмкружке московского театра. Молодой человек поражал театральных деятелей своей находчивостью. Казалось, он умеет всё — играть на гармошке, петь песни, танцевать, рассказывать шутки. Предприимчивого юношу быстро заметили режиссёры и предложили ему сыграть роль в первой постановке.

Театральный дебют Крючкова состоялся в 1927 году. Он сыграл сразу три роли в пьесе «1905 год». Критики отметили, что юный актёр умеет быстро перевоплощаться в разные роли, многие назвали его весьма колоритным персонажем. После первой удачной картины Николай всерьёз «заболел» театральной деятельностью. Он не хотел оставлять едва начавшуюся карьеру актёра. С 1928 года Николай проходил обучение у таких известных театральных деятелей, как Н. Хмелев, И. Савченко.

Несмотря на первые уверенные шаги в актёрской деятельности, мать Николая была против его увлечений. Она хотела, чтобы сын получил приличную и руководящую должность, а не участвовал в комедийных сценках. Молодому актёру приходилось одновременно работать и на фабрике, и в театре, чтобы помогать матери содержать семью.

Стоит отметить, что во время работы в театре актёру доставались эпизодические роли. Одной из крупных его работ было участие в картине «Московский 10.10». И так, возможно, продолжалось дальше, если бы Крючкова не заметили.

Биография

Н. А. Крючков родился в Москве. В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравера-накатчика (1925—1928), там же начинает выступать в художественной самодеятельности.

В 1928—1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском театре рабочей молодежи. Учёбу совмещал с работой на фабрике «Трёхгорная мануфактура». Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год». С 1928 по 1934 год — актёр Московского театра рабочей молодежи (ТРАМ), (ныне — театр «Ленком»), учился у Н. П. Хмелева, И. Я. Судакова и И. А. Савченко.

Егор Кузьмич Лигачев — секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС при М. С. Горбачеве, народный депутат СССР. Интервью из передачи «Рожденные в СССР».Все видео

С 1931 по 1940 год — актёр киностудии «Межрабпомфильм» (позже — «Союздетфильм», ныне — киностудия имени М.Горького). Первую роль в кино актёр сыграл в фильме Б. В. Барнета «Окраина», исполнив роль сапожника Сеньки. За свою жизнь он сыграл более 120 ролей. Член Союза кинематографистов СССР.

В 1941—1945 годах — актёр киностудии «Мосфильм» и ЦОКС. С 1945 по 1992 год — актёр Театр-студия киноактёра.

Н. А. Крючков умер 13 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Личная жизнь

У Николая Крючкова было четыре брака. Первые две жены Крючкова были актрисами. С первой, Марией Пастуховой, актёр познакомился на съёмках «Трактористов» (сын Борис) и развелся в 1945, со второй, Аллой Парфаньяк, на съёмках «Небесного тихохода» (сын Николай) (развелись в 1957). Обе на момент знакомства с Крючковым были ещё студентками.

Третья жена Крючкова, заслуженный мастер спорта Зоя Кочановская, погибла на глазах у мужа. Её сбила машина. Трагедия произошла в Ленинграде и Крючков сам перевозил гроб в самолёте в Москву.

Спустя два года Крючков женился в последний раз. Его избранницей стала тридцатилетняя ассистентка режиссёра Лидия Николаевна Крючкова, с которой он познакомился на очередных съёмках. Они прожили вместе до самой смерти актёра. У них родилась дочь Эльвира. Зятем Крючкова был известный советский хоккеист Борис Александров.

Любимая погибла на глазах актера

А Крючкова в личной жизни ждало без преувеличения страшное испытание. В 49 лет на съемках картины «Домой» Крючков познакомился с известной спортсменкой, лыжницей Зоей Кочановской. Ей исполнилось 34 года, спортивная карьера была позади. Зоя работала ассистентом на съемочной площадке. Они быстро сблизились — сказалась схожесть характеров. Николай просто светился от счастья. С Зоей они не расставались. Врозь им было трудно провести даже несколько часов. А рядом друг с другом они постоянно улыбались, шутили. Не дожидаясь окончания съемок, расписались. Трагедия случилась в последний день съемок. Николай с Зоей и другом ехали по Ленинграду на машине. Зоя попросила остановиться напротив универмага. Ей надо было купить помаду. Вышла из машины, перешла дорогу. А на обратном пути на проезжей части прямо на глазах мужа ее сбил грузовик. Умирала Зоя на руках у Николая. Он остался вдовцом спустя три месяца после свадьбы. Насколько артист был счастлив в этом браке, настолько теперь его поглотило горе. Близкие и друзья боялись, что он может что-то сделать с собой. Установили в Москве рядом с его домом дежурство. Первое время Крючков отгородился от людей. Никуда не выходил. Ездил только на могилу к любимой. Лишь спустя два года после трагедии он вернулся к работе.


«Хороший, хороших играет». Как Николай Крючков все советские эпохи пережил Подробнее

Первый успех

Можно сказать, что Николай родился «в рубашке». Появился на свет раньше срока, и несмотря на это, каким-то чудом уцелел. Мало того: из 7 детей в семье Крючковых он единственный дожил до совершеннолетия.

Детство будущей звезды экрана было тяжелым: рано ушел из жизни отец. Коле пришлось в 9 лет пойти работать на фабрику. В 14 лет, по настоянию матери, парень поступил в училище, чтобы овладеть рабочей специальностью.

Правда работать на заводе пришлось недолго. При училище был кружок самодеятельности – участвуя в любительских спектаклях, Крючков быстро понял, в чем его истинное призвание.

Смерть

В годы перестройки советское кино 1930-1950-х годов нарекли сталинским, а популярных актеров того времени стали обвинять в пособничестве коммунистическому режиму. Не минула эта участь и Крючкова: власти особо не жаловали народного артиста, который в преклонном возрасте впал в нищету.

Под конец жизни Николай Крючков жил в дачном поселке Икша вместе с супругой. Он уже почти не мог разговаривать, от курения в его горле появилась опухоль. Лидия Крючкова, вспоминая о последних днях мужа, говорила, что они много шутили и даже пели.


Могила Николая Крючкова

Николай Афанасьевич лежал в больнице, а жена навещала его каждый день. Незадолго до смерти артист стал засыпать среди дня примерно на полчаса. Лидия Николаевна будила мужа, а он просил, чтобы ему не мешали, ведь он уходит в другую жизнь. Когда актёр просыпался, супруга спрашивала: «Ну как там, в другой жизни?». Он отвечал: «Пока не приняли. Сказали – рано».

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. На посмертном памятнике вместо фото установили барельеф с изображением артиста.

Жёны Николая Крючкова

Первая жена, Мария Фоминична Пастухова, появилась в жизни актёра в предвоенное время. Молодые люди познакомились во время работы над картиной «Трактористы». Эффектная девушка сразу приглянулась артисту, он не стал терять время и начал за ней ухаживать. Дело пришло к свадьбе и рождению ребёнка. Многие знакомые семьи утверждали, что Мария была самой большой любовью Николая. Поэтому последующих жён артиста постоянной с ней сравнивали. Брак распался через 5 лет. Многие говорили, что причиной послужила измена Крючкова.

Вторая жена, Алла Петровна Парфаньяк, была талантливой актрисой в московском театре. Молодые люди познакомились во время съёмок фильма «Небесный тихоход». Алла была младше Николая на 30 лет. Однако её ничуть не смущала большая разница в возрасте. Влюблённые прожили около 10 лет в браке, пока Парфаньяк не полюбила другого мужчину.

Третья жена, Зоя Николаевна Кочановская, появилась в жизни Крючкова случайно. Она никогда не занималась активной творческой деятельностью. Женщину привлекал спорт и здоровый образ жизни. Николай сразу влюбился в девушку, пара сыграла свадьбу. Однако через пару месяцев после бракосочетания женщину сбила машина.

Помогла оклематься от переживаний актёру четвёртая жена, Лидия Николаевна Крючкова. Она стала последней женщиной артиста, женщина прожила с ним до самой смерти. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте Николай и Лидия любили друг друга и жили дружно. Чуть позже женщина признавалась в интервью, что на начальном этапе семейной жизни актёр оказался совсем к ней не подготовленным. Лидии Крючковой приходилось ухаживать за Николаем практически как за ребёнком.

Личная жизнь

Сложилось так, что Николай Крючков был женат четыре раза. Первые два брака были с актрисами Марией Пастуховой и Аллой Парфиньяк. В этих союзах у актера появилось двое детей – сыновья Борис и Николай.

В третий раз его женой стала спортсменка Зоя Кочановская, которая трагически погибла под колесами автомобиля. Несчастный случай произошел прямо на глазах у мужа. Этот инцидент стал причиной затяжной депрессии и других серьезных проблем со здоровьем у Крючкова.


Николай и Лидия Крючковы

Спустя время личная жизнь актёра наладилась – Николай Афанасьевич женился снова. Его избранницей стала помощница режиссера, которая была значительно младше супруга. Разница в возрасте не помешала создать крепкий и счастливый союз. У Лидии Николаевны уже была дочь Эльвира, которую после заключения брака Крючков усыновил.

Родные люди артиста после его смерти стали героями передачи «Прямой эфир» с Андреем Малаховым из-за конфликта. Весной 2021 года в передачу обратилась внучка актера, сообщив: ее мать Эльвира отправила Лидию Николаевну в психиатрическую клинику. Екатерина выразила уверенность, что так поступили с бабушкой из-за квартиры.

Приемная дочь Николая Афанасьевича также появилась на ток-шоу, уверяя зрителей и экспертов в неадекватном поведении вдовы Крючкова, ее матери. Близкие родственники этой семьи обвинили Эльвиру в том, что та намеренно «кормила» таблетками Лидию Николаевну, чтобы побыстрее решить вопрос с квартирой.

Жена Николая Крючкова – Лидия Крючкова

Жена Николая Крючкова – Лидия Крючкова – стала его последней любовью, с которой он прожил до смерти тридцать лет. Женщина была младше Николая на двадцать лет, но смогла полюбить великого актера.

Лида и Николай повстречались на съемочной площадке, где он был актером, а она ассистенткой режиссера. Брак оказался счастливым, но женщине пришлось подстраиваться под своего супруга, поскольку он оказался совершенно не приспособленным к семейной жизни.

Она ухаживала за ним, как за ребенком, поскольку он не мог даже вскипятить себе чай или сварить яйцо на завтрак. В том случае, если супруга не успевала вовремя возвратиться с работы, Николай просто сидел и ждал ее, даже не удосуживаясь посмотреть в холодильник.

Именно любовь и понимание супруги помогли сберечь брак, поскольку Крючков не хотел уходить из дома.

Жены Николая Крючкова — фото

С первой женой, Марией Пастуховой, Николай Крючков познакомился в конце 1930-х годов во время работы над фильмом «Трактористы». Вместе пара прожила 6 лет, но затем брак распался из-за увлечения Крючковым актрисой Аллой Парфаньяк, с которой также сблизился на съемках фильма. То ли от первого брака, то ли от связи с неустановленной женщиной у Крючкова появился сын Борис. Источники объявляют обе версии состоятельными.

Николай Крючков с женой «номер два» познакомился в 1945 году. Избранницей оказалась коллега актера по фильму «Небесный тихоход», Алла Парфаньяк, о которой упоминалось выше. Красавица с невероятным, женственным обаянием, она не могла не привлечь внимания охотника за женщинами. Николай Крючков был старше жены на 13 лет, а брак их продлился до 1957 года. Причиной расставания стали слишком различные взгляды на жизнь.

Фото жены Николая Крючкова, Аллы Парфаньяк, доказывают, какой неординарной и непростой личностью она являлась. От второй жены у артиста родился сын Николай, с которым впоследствии Крючков почти не общался. А Парфаньяк удачно вышла замуж за актера Михаила Ульянова и прожила с ним счастливую жизнь до самой старости.

Третья возлюбленная артиста происходила не из мира кино, а из мира спорта. Следующую жену Николая Крючкова звали Зоя Кочановская, и она была заслуженным мастером по лыжному спорту. Тем не менее, знакомство будущих супругов состоялось тоже на съемках фильма, где Зоя исполняла обязанности ассистента режиссера.

Николай Крючков и его жена Зоя имели все шансы стать счастливой парой на долгие годы. Увы, трагическая случайность предопределила исход их истории. Спустя всего лишь три месяца после свадьбы третья жена актера Николая Крючкова погибла в автокатастрофе — ее сбил проезжающий на огромной скорости автомобиль. Крючков видел, как скончалась его любимая, и оказался на грани безумия.

Оправиться от тяжелого удара актеру помогла его четвертая жена, которую звали Лидия. Со всеми женами Николай Крючков повстречался на съемках кинолент, и Лидия не стала исключением. Судьбоносное знакомство с последней супругой произошло во время работы над фильмом «Капроновые сети» (1962). Исключение состояло вот в чем – Лидия излечила Николая от прошлых душевных травм, и чета искренне любила друг друга, прожив в браке более 30 лет.

Не помешала счастью даже существенная разница в возрасте, а ведь Крючков был старше жены на 20 лет. Лидии мягко и настойчиво удалось добиться мирной жизни для всей семьи Крючковых. У пары родилась дочь Эльвира, выбравшей профессию переводчика.

Супругов смогла разлучить лишь смерть Николая Крючкова. В 1994 году прославленный актер скончался в результате лор-заболевания. После него остались любимые фильмы и родившиеся когда-то дети. У Эльвиры родилась дочь Екатерина, а та произвела на свет девочку Анфису. Род великого артиста Николая Крючкова продолжается, и есть кому чтить его память.

https://youtube.com/watch?v=hIxh7EmtV60

Возможно интересно: Жена Александра Михайлова, Жена Николая Рыбникова.

Свадьба

Так вышло, что, несмотря на широкую популярность и заслуженную славу, Николай Крючков никогда не был обеспеченным человеком. Вероятно, деньги ему и не были нужны. Гораздо важнее была эмоциональная наполненность от всеобщего признания и любви зрителей. Так или иначе, кроме миниатюрной квартирки в центре Москвы у него ничего не было. Однако материальные трудности совсем не пугали ни жениха, ни невесту. Они были счастливы уже просто от того, что есть друг у друга. Николай словно сбросил 10 лет. Их отношения были похожи на какой-то праздник — постоянное веселье, шутки и смех.

По настоянию друзей Крючков все же обуздал свою гордость и попросил у руководства новую комфортную квартиру, и ему пошли навстречу. Ключи от семейного гнездышка были вручены паре прямо на свадьбе.

Торжество было очень скромным. Оба — взрослые люди, уже бывавшие в браках и обжегшиеся ими. Никаких пышных нарядов и шумного веселья. Только узкий круг самых близких друзей со стороны жениха и невесты. Но всем было очень весело и по-домашнему уютно.

Однако судьба уготовила избраннице Николая Афанасьевича трагическую участь. Их счастье продлилось всего три месяца. Они даже не успели въехать в свою новую квартиру.

Фильмы

В 1930 году репетицию труппы Московского театра рабочей молодежи посетил режиссер Борис Барнет. Из всех актеров он выделил только Крючкова и вскоре пригласил его на съемки картины «Окраина». Эта картина была тепло принята зрителем и стала пропуском в советское кино для начинающего артиста. Спустя год Николай Крючков снялся еще в одной ленте того же режиссера под названием «У самого синего моря». Жизнерадостный моряк Алеша полюбился многим зрителям, творческой биографией актера заинтересовались новоявленные поклонники.


Николай Крючков в фильме «На границе»

С этого момента Крючкову стали поступать многочисленные предложения по поводу съемок. В последующие годы были роли в фильмах «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Выборгская сторона», «На границе», «Человек с ружьем».

Очередной громкий успех пришел к Николаю Крючкову в 1939 году, после выхода музыкального фильма с его участием «Трактористы». Лента Ивана Пырьева настолько полюбилась зрителю, что исполнители главных ролей Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников стали настоящими народными героями.

В 1939 году завершились съемки драмы «Член правительства» о том, как бывшая батрачка Александра (Вера Марецкая) сумела стать народным депутатом от колхоза. Николай исполнил роль весельчака Никиты, брата ревнивого супруга колхозницы Ефима (Василий Ванин).


Николай Крючков в фильме «Станица дальняя»

В том же году актер снялся в эпизодических ролях в драме «Щорс» и комедии «Станица дальняя». Через год Крючков появился в картине «Яков Свердлов» и экранизации «Брат героя». Второй фильм был посвящен событиям финской войны, в нем Николай перевоплотился в красноармейца Бойкова, выполняющего задание в тылу врага. Во время разведывательной операции военный получает смертельное ранение.

Как только началась война, Крючков стал рваться на фронт, но его заявление военком отказывался визировать, мотивируя отказ тем, что, снимаясь в кино, он Родине принесет не меньше пользы. Период творческого расцвета Крючкова как раз совпал с годами Великой Отечественной войны. Несмотря на тяжелое время, Николай продолжал сниматься.

Николай Крючков

Много-много лет назад, когда автор этих строк был еще совсем молодым, а Николай Афанасьевич Крючков — уже очень старым, редакция одного технического журнала попросила меня организовать заметку о войне и военных шоферах за подписью великого актера. Что-нибудь такое — прочувствованное, эмоционально сильное. Ведь Крючков переиграл множество водителей легковых, грузовых машин и даже танков, а уж после фильма «Горожане», где он сыграл таксиста, стал культовой фигурой у всех, кто сидел за рулем.

Я приехал к Николаю Афанасьевичу домой, в тихие приарбатские переулки. Сидел в гостях, наверно, часа два. Пили чай. Крючков говорил много, но совершенно не о том, что требовалось. Ему была интересна рыбалка, и он рассказывал о каких-то удочках, блеснах, лицензиях на рыбную ловлю в Чехословакии, где рыбка водится знатная. Больше ничего не помню. Ну, разве что матерился Николай Афанасьевич знатно.

Разумеется, текст я написал сам. Позвонил Крючкову, прочитал. Он расчувствовался, даже заплакал: «Спасибо, старик!» Хотя стариком тогда был он, а не я.

К чему я это вспомнил? Наверно, к тому, что Крючков в жизни был очень похож на Крючкова экранного. И если пересмотреть сегодня все роли великого артиста, легко разглядеть его самого. Простого и простодушного. Азартного. Искреннего. В чем-то наивного.

Известна история о том, как молодой артист Крючков явился на премьеру своего первого большого фильма «Окраина» в кинотеатр «Ударник». Контролеры категорически отказывались пропускать парня в резиновых тапочках с мокрыми после купания в Москве-реке волосами. Контролеры, как и зрители той поры, и представить не могли, что киногерой, кинозвезда может выглядеть как обычный парень с рабочей окраины.

Крючков и был обычным парнем из рабочего района — с московской Трехгорки. Самое что ни на есть заурядное и очень трудное детство: в 9 лет переболел тифом. Выжил, но долгое время после болезни ходил с постоянно склоненной в одну сторону головой, за что получил у сверстников кличку Колька Кривой. Дальше — фабрично-заводское училище, профессия гравера-накатчика, самодеятельность. Он умел играть на гармони, петь и бить чечетку. Последнее делал особенно лихо. Увлекся театром и попал в студию легендарного московского ТРАМа (Театра рабочей молодежи), где выходил на сцену в эпизодах. На репетиции в ТРАМе его, отплясывающего вприсядку вдоль и поперек, увидел режиссер Борис Барнет. Он и пригласил молодого Крючкова на главную роль в фильм «Окраина».

Кстати, потом все эти залихватские танцевальные коленца Крючков продемонстрировал в фильме «Трактористы», который окончательно утвердил новую советскую кинозвезду.

Крючков — звезда особая. Фантастическое обаяние, энергетика, талант — все это было и у других советских кинознаменитостей. В случае с Крючковым, как мне кажется, срабатывало то, что для зрителей во всех ролях он прежде всего был Николаем Крючковым, а уж потом — трактористом, шахтером, партизаном, матросом, колхозником, а впоследствии — генералом. В начале жизненного пути — бесшабашным, наглым, дерзким, лихим, нередко хулиганистым. В последних ролях — мудрым стариком, в глазах и молчании которого всегда считывались прожитые и пережитые годы.

И в жизни, и в кино он все делал лихо, по-молодецки. Надо было сесть за руль трактора или мотоцикла — садился. Надо было на съемках фильма «Фронт» лечь под танк — ложился. Не совсем, кажется, осознавая степень риска. 12 раз ломал на съемках руки и ноги, обжигал глаза. Кино было для него чем-то вроде богатырской забавы, развлечением для настоящих мужиков. Он и пил так же бесшабашно и безбашенно. Говорят, на спор выпивал какое-то немыслимое количество спиртного и не пьянел. Ходили легенды о молодецких загулах троицы друзей — Крючкова, Бориса Андреева и Петра Алейникова. И теперь уже не узнаешь, где правда, а где вымысел в историях о том, например, как «три танкиста, три веселых друга» заночевали в витрине мебельного магазина.

Крючков был всегда самим собой. Он, конечно, был прекрасным актером, но это тот редкий случай, когда человеческая индивидуальность естественным образом трансформировалась в актерскую органику.

У его героев не было среднего возраста. После ролей парней и молодых крепких мужиков он вдруг как-то резко постарел и стал таким, каким увидел его я. И снова в экранных героях Николая Афанасьевича проглядывало что-то несравнимо большее, чем полагалось по роли. Роль таксиста Бати в «Горожанах» стала исповедальной. А в «Осеннем марафоне», появившись всего в паре эпизодов, сказав всего несколько реплик, он рассказал, кажется, всё — и о поколении, и о самом себе. Постаревшем, деликатном, осознавшем конечность и непрерывность жизни.

Кинокритик Александр Колбовский

Работа в театре

Любовь к театру парень начал демонстрировать ещё с юных лет. В более зрелом возрасте Крючков признавался, что когда в первый раз вышел на сцену, понял, что это его призвание. Актёру нравилось веселить публику и видеть восторженные взгляды. Николай Афанасьевич с 14 лет активно занимался творческой самодеятельностью. Он занимался в драмкружке московского театра. Молодой человек поражал театральных деятелей своей находчивостью. Казалось, он умеет всё — играть на гармошке, петь песни, танцевать, рассказывать шутки. Предприимчивого юношу быстро заметили режиссёры и предложили ему сыграть роль в первой постановке.

Театральный дебют Крючкова состоялся в 1927 году. Он сыграл сразу три роли в пьесе «1905 год». Критики отметили, что юный актёр умеет быстро перевоплощаться в разные роли, многие назвали его весьма колоритным персонажем. После первой удачной картины Николай всерьёз «заболел» театральной деятельностью. Он не хотел оставлять едва начавшуюся карьеру актёра. С 1928 года Николай проходил обучение у таких известных театральных деятелей, как Н. Хмелев, И. Савченко.

Несмотря на первые уверенные шаги в актёрской деятельности, мать Николая была против его увлечений. Она хотела, чтобы сын получил приличную и руководящую должность, а не участвовал в комедийных сценках. Молодому актёру приходилось одновременно работать и на фабрике, и в театре, чтобы помогать матери содержать семью.

Стоит отметить, что во время работы в театре актёру доставались эпизодические роли. Одной из крупных его работ было участие в картине «Московский 10.10». И так, возможно, продолжалось дальше, если бы Крючкова не заметили.

https://youtube.com/watch?v=3wqKYdseGB8

Николай Крючков. Человек без детства

Письма с адресом, в котором были всего три слова — «Москва. Николаю Крючкову» — каким-то немыслимым чудом доходили до адресата – человека, который был не просто всенародно любим, а стал настоящим кумиром, героем, образом поколения тех, чья молодость пришлась на 30-е.

Николай Крючков – настоящий «self made man» советской эпохи, достигший в этой жизни беспрецедентной популярности, колоссальной любви, узнаваемости не только у тех, кто видел и любил его фильмы, но даже у пресловутых «миллениалов», которые никогда не смотрели «Трактористы».

Вряд ли можно найти русского человека, хотя бы раз в жизни не слышавшего легендарного «Забодай тебя комар!».

Неизменный успех фильмов с участием Николая Крючкова может породить обманчивое впечатление о том, что в жизни этого человека, с лица которого на экране редко сходила улыбка простого и честного советского парня, всё шло, как по маслу. Нет. Крючков состоялся в жизни не благодаря, а вопреки.

Он родился в сочельник, 24 декабря 1910 (а по новому стилю 6 января 1911 года). Даже при огромном желании семью этого замечательного артиста нельзя было бы назвать средой, где у мальчугана развивалось природное творческое начало.

Мальчик с Пресни

Отец Николая – Афанасий Крючков, здоровье которого было подорвано кровавой революцией и Первой мировой войной, был разнорабочим, грузчиком, работавшим на знаменитой «Трёхгорной мануфактуре» — старейшем текстильном предприятии Москвы. Мама-домохозяйка, которую звали Олимпиада, подрабатывала на «Трёхгорке» ткачихой. Нередко Крючковы голодали. И Николаю, организм которого остро нуждался в еде, ночами снился хлеб.

Афанасий умер, когда Николаю было всего 14 лет. В том же году Коля стал «фзушником» — поступил в школу фабрично-заводского ученичества при родном родительском предприятии и стал осваивать профессию гравёра-накатчика.

При ФЗУ была художественная самодеятельность. Там Колька Крючков стал настоящей звездой – бил чечётку, пел залихватские песни, играл на баяне. Уже подростком он пошёл работать на «Трёхгорную мануфактуру», чтобы не быть обузой для овдовевшей матери. И работал наравне со взрослыми.

За три года Николай Крючков самый высокий для рабочего разряд, но и кличку «Артист». Его знали и любили не только товарищи, восхищавшиеся талантом паренька. Не обделённого талантом Николая заприметило руководство, рекомендовавшее его для поступления в школу актёрского мастерства при театре рабочей молодёжи. Эта рекомендация перевернула жизнь Крючкова с ног на голову.

Мать смотрела на выбор юноши с явным не одобрением. Шутка ли! Её Колька отлично работал. Мог бы стать авторитетным человеком, настоящим

передовиком советского производства. А увлёкся художественной самодеятельностью.

Но Крючков, на свой страх и риск, всё же, пришёл поступать в школу актёрского мастерства при Театре рабочей молодёжи. Переступив порог, за которым восседала приёмная комиссия, разволновался так, что чуть не выскочил обратно.

Ему задавали какие-то вопросы. А он не знал, как на них отвечать. Бледнел, затем краснел, понимал, что близок к провалу. Спасла… отцовская гармошка, которую он принёс с собой. Взяв её в руки, Крючков спел несколько куплетов.

И его приняли единогласно!

В Театре рабочей молодёжи он работал истово, совсем как в родном цеху. Но, наверняка, так и остался бы на вторых и эпизодических ролях, если бы не прекрасная балерина того времени — Наталия Александровна Глан.

Талантливый молодой юноша вызвал у неё симпатии. И она предложила своему супругу, режиссёру Борису Барнету, прийти, взглянуть на актёрскую игру Николая Крючкова.

На дворе стоял 1930-й год. Барнет запускался в производство с картиной «Окраина», где главные роли были заняты. Но с «неглавной», на которую Борис Васильевич пригласил талантливого начинающего актёра, Крючков справился блестяще. Он сыграл в этом фильме простого парня – сапожника.

Личная жизнь

Лидия встретила Николая Крючкова, когда ей было 30. Разница в возрасте между ней и знаменитым артистом составляла 20 лет, но это не стало преградой для отношений, которые завертелись почти сразу после знакомства.

Милая хозяйственная девушка сразу приглянулась актеру, который на тот момент залечивал сердечные раны. Лида не была его первой любовью: он трижды успел побывать в официальных браках и последнюю жену потерял при трагических обстоятельствах. На глазах у мужа та погибла в ДТП через 3 месяцы после свадьбы.

Молодая ассистентка режиссера, работавшая над фильмом «Капроновые сети», запала Николаю Афанасьевичу в душу, однако актер подозревал, что она крутит роман с коллегой. Опасения оказались беспочвенными: Лидия была одинокой и воспитывала дочь Эльвиру. Влюбленный Крючков женился и принял девочку как свою, хотя у него было двое родных сыновей от первых браков, отношения с которыми не всегда складывались безоблачно.

Свадьбу сыграли в 1962 году и с тех пор не расставались. Дочь Эльвира, отучившаяся на переводчика, подарила им внучку Катю, которая с первых лет осталась жить с бабушкой и дедушкой. Будучи всеобщей любимицей, девушка поначалу мечтала стать актрисой, но потом поступила в МГИМО. Ее дочь Анфиса родилась, когда дедушки уже не было в живых.

Лидия Крючкова и Николай Крючков Крючков беззаветно любил дочь и внучку, баловал их, ни в чем не отказывал и не умел наказывать. Воспитательные функции брала на себя мать семейства, которая сочетала нежность со строгостью.

Лидия Николаевна была для мужа не только любимой женщиной, но и надежным другом. Не без ее помощи Николай Афанасьевич бросил пить и курить. В воспоминаниях Крючковой супруг предстает как щедрый и великодушный человек, который стремился помочь другим, а о себе не заботился. Потому семья артиста долгие годы ютилась на 36 квадратных метрах, и только по ходатайству деятелей культуры артисту дали 3-комнатную квартиру на Арбате в районе Сивцева Вражка.

Когда актер умер в 1994 году, жена Николая Крючкова сделала все, чтобы сохранить добрую память о большом артисте и замечательном человеке. Для этого Лидия Николаевна выпустила документальные фильмы и фотоальбом с воспоминаниями коллег.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Киностудия Прованс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: