Наследники кинозвезды
Сегодня Эльвира Крючкова работает переводчиком с английского языка. Ее мужем был ныне покойный Борис Викторович Александров (1955—2002), который известен как хоккеист и тренер, получивший звание мастера спорта СССР международного класса.
Группа Dabro: «Когда писали «Юность», вдохновлялись эмоциями от воспоминаний»
Что объединяет Кэрри Бредшоу и Китнисс Эвердин? Стильные свадебные наряды
Совместная работа: «Роскосмос» намерен строить лунную станцию вместе с Китаем
В 1976 приемная дочь подарила актеру внучку Екатерину, которая впоследствии успешно окончила МГИМО.
Сегодня девушка проживает в Париже. У нее растет дочь Анфиса (родилась в 1997 году).
С детских лет Екатерина Александрова снимается в кино, как ее великий дед.
Личная жизнь
Лидия встретила Николая Крючкова, когда ей было 30. Разница в возрасте между ней и знаменитым артистом составляла 20 лет, но это не стало преградой для отношений, которые завертелись почти сразу после знакомства.
Милая хозяйственная девушка сразу приглянулась актеру, который на тот момент залечивал сердечные раны. Лида не была его первой любовью: он трижды успел побывать в официальных браках и последнюю жену потерял при трагических обстоятельствах. На глазах у мужа та погибла в ДТП через 3 месяцы после свадьбы.
Молодая ассистентка режиссера, работавшая над фильмом «Капроновые сети», запала Николаю Афанасьевичу в душу, однако актер подозревал, что она крутит роман с коллегой. Опасения оказались беспочвенными: Лидия была одинокой и воспитывала дочь Эльвиру. Влюбленный Крючков женился и принял девочку как свою, хотя у него было двое родных сыновей от первых браков, отношения с которыми не всегда складывались безоблачно.
Свадьбу сыграли в 1962 году и с тех пор не расставались. Дочь Эльвира, отучившаяся на переводчика, подарила им внучку Катю, которая с первых лет осталась жить с бабушкой и дедушкой. Будучи всеобщей любимицей, девушка поначалу мечтала стать актрисой, но потом поступила в МГИМО. Ее дочь Анфиса родилась, когда дедушки уже не было в живых.
Лидия Крючкова и Николай Крючков Крючков беззаветно любил дочь и внучку, баловал их, ни в чем не отказывал и не умел наказывать. Воспитательные функции брала на себя мать семейства, которая сочетала нежность со строгостью.
Лидия Николаевна была для мужа не только любимой женщиной, но и надежным другом. Не без ее помощи Николай Афанасьевич бросил пить и курить. В воспоминаниях Крючковой супруг предстает как щедрый и великодушный человек, который стремился помочь другим, а о себе не заботился. Потому семья артиста долгие годы ютилась на 36 квадратных метрах, и только по ходатайству деятелей культуры артисту дали 3-комнатную квартиру на Арбате в районе Сивцева Вражка.
Когда актер умер в 1994 году, жена Николая Крючкова сделала все, чтобы сохранить добрую память о большом артисте и замечательном человеке. Для этого Лидия Николаевна выпустила документальные фильмы и фотоальбом с воспоминаниями коллег.
В кинематографе
Первую роль в кино, которая стала для актера знаковой, он получил благодаря работе в театре. На одном из выступлений талантливого юношу заметил известный кинорежиссер Борис Барнет. Так Николай получил роль в киноленте «Окраина». Фильм вышел в 1933 году, был тепло принят зрителями, получил Кубок Муссолини на Венецианском кинофестивале.
Дебют юного актера был просто ошеломительным, уже через год Барнет предложил ему роль в ленте «У самого синего моря». После данного фильма к актеру пришла настоящая слава и популярность, предложения сняться в кино стали поступать регулярно. Артиста буквально разрывали на части.
В начале актерской карьеры он сыграл в лентах:
- «Частный случай»;
- «Человек с ружьем»;
- «Комсомольск».
В 1939 году увидел свет легендарный фильм «Трактористы» режиссера Ивана Пырьева. Крючков в одночасье стал настоящим народным любимцем. Картина освещает тему надвигающейся войны, героизма и отваги советского народа. Трактор, ставший в СССР символом прогресса, здесь преподносится в образе мирного танка.
Герои фильма, готовые пересесть в любой момент из трактора в танк для защиты родины, становятся кумирами для советского зрителя. Песни из этой киноленты – «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя» – уходят в народ. Они по сей день остаются известнейшими песнями о войне.
Кадр из фильма «Окраина»
После ошеломительного успеха фильма «Трактористы» актер стал получать еще больше предложений от режиссеров. Николай Афанасьевич сыграл в кинолентах:
- «Щорс»;
- «Член правительства»;
- «Брат героя».
В 1941 году артист получил главную роль в фильме Кузьмы Петрова «Свинарка и пастух» и подумать не мог, что столкнется с негативной реакцией даже лучших приятелей. Близкие люди отговаривали его от съемок в фильме, утверждая, что легкомысленной ролью он испортит свой правильный образ, полюбившийся народу. Но артист не отказался от фильма и предстал перед зрителем в новом образе, лишь укрепив свою позицию всенародного любимца.
В период Великой Отечественной войны мужчина продолжал сниматься в кино
Фильмы в тот период стали мощнейшим механизмом, помогавшим советскому народу отважно сражаться и не терять боевой дух. Актеры, умело игравшие смелых солдат, служили примером для простых парней на фронте
Интересно: 1942 год стал для актера насыщенным: он сыграл роли одновременно в нескольких военных кинолентах – «Антоша Рыбкин», «Котовский», «Фронт» и другие. В результате попал на больничную койку из-за истощения, но как только смог вставать на ноги, приступил к работе.
Ряд фильмов, снятых в военное время, вышел на экраны уже после победы над фашистами. Так стало и с лентой «Звезда», которая была выпущена только в 1953 году. В военные годы демонстрацию фильма запретило правительство СССР по идеологическим мотивам. Сталин был недоволен, что герой, которого сыграл Николай, перед тем как погибнуть, не выкрикнул фразу «За Сталина!».
Кадр из фильма «У самого синего моря»
Начиная с 1960 года, актер сыграл роли в нескольких десятках кинолент, наибольшую известность и популярность получили «Гусарская баллада», «Женитьба Бальзаминова». В 1965 году Крючков был удостоен звания Народного артиста Советского Союза.
До самого преклонного возраста актер самостоятельно выполнял все трюки героев, седлал лошадей, прыгал, пел, играл на баяне. Всегда негодовал и отказывался от предложений режиссеров о возможности привлечения актеров дубляжа. За всю свою оглушительную карьеру им было сыграно порядка ста двадцати ролей.
Жены Николая Крючкова — фото
С первой женой, Марией Пастуховой, Николай Крючков познакомился в конце 1930-х годов во время работы над фильмом «Трактористы». Вместе пара прожила 6 лет, но затем брак распался из-за увлечения Крючковым актрисой Аллой Парфаньяк, с которой также сблизился на съемках фильма. То ли от первого брака, то ли от связи с неустановленной женщиной у Крючкова появился сын Борис. Источники объявляют обе версии состоятельными.
Николай Крючков с женой «номер два» познакомился в 1945 году. Избранницей оказалась коллега актера по фильму «Небесный тихоход», Алла Парфаньяк, о которой упоминалось выше. Красавица с невероятным, женственным обаянием, она не могла не привлечь внимания охотника за женщинами. Николай Крючков был старше жены на 13 лет, а брак их продлился до 1957 года. Причиной расставания стали слишком различные взгляды на жизнь.
Фото жены Николая Крючкова, Аллы Парфаньяк, доказывают, какой неординарной и непростой личностью она являлась. От второй жены у артиста родился сын Николай, с которым впоследствии Крючков почти не общался. А Парфаньяк удачно вышла замуж за актера Михаила Ульянова и прожила с ним счастливую жизнь до самой старости.
Третья возлюбленная артиста происходила не из мира кино, а из мира спорта. Следующую жену Николая Крючкова звали Зоя Кочановская, и она была заслуженным мастером по лыжному спорту. Тем не менее, знакомство будущих супругов состоялось тоже на съемках фильма, где Зоя исполняла обязанности ассистента режиссера.
Николай Крючков и его жена Зоя имели все шансы стать счастливой парой на долгие годы. Увы, трагическая случайность предопределила исход их истории. Спустя всего лишь три месяца после свадьбы третья жена актера Николая Крючкова погибла в автокатастрофе — ее сбил проезжающий на огромной скорости автомобиль. Крючков видел, как скончалась его любимая, и оказался на грани безумия.
Оправиться от тяжелого удара актеру помогла его четвертая жена, которую звали Лидия. Со всеми женами Николай Крючков повстречался на съемках кинолент, и Лидия не стала исключением. Судьбоносное знакомство с последней супругой произошло во время работы над фильмом «Капроновые сети» (1962). Исключение состояло вот в чем – Лидия излечила Николая от прошлых душевных травм, и чета искренне любила друг друга, прожив в браке более 30 лет.
Не помешала счастью даже существенная разница в возрасте, а ведь Крючков был старше жены на 20 лет. Лидии мягко и настойчиво удалось добиться мирной жизни для всей семьи Крючковых. У пары родилась дочь Эльвира, выбравшей профессию переводчика.
Супругов смогла разлучить лишь смерть Николая Крючкова. В 1994 году прославленный актер скончался в результате лор-заболевания. После него остались любимые фильмы и родившиеся когда-то дети. У Эльвиры родилась дочь Екатерина, а та произвела на свет девочку Анфису. Род великого артиста Николая Крючкова продолжается, и есть кому чтить его память.
https://youtube.com/watch?v=hIxh7EmtV60
Возможно интересно: Жена Александра Михайлова, Жена Николая Рыбникова.
Гибель
Съемки кинофильма «Домой», на которых познакомились Николай Крючков и Зоя Кочановская, подходили к концу. Оставалось доснять всего несколько эпизодов в Ленинграде. Там, 20 мая 1960 года и случилась страшная трагедия.
Окончив съемки, молодожены вместе с другом семьи А. Аршанским поехали на вокзал. Когда они проезжали центр города, им попался парфюмерный магазин. Зоя попросила остановить машину, собиралась купить губную помаду. Они остановились, девушка перешла улицу и скрылась в магазине. Купив помаду, она стала возвращаться и начала переходить дорогу. И тут, прямо на глазах мужа и буквально в трех метрах от их машины, ее сбил неизвестно откуда взявшийся военный автомобиль «Студебеккер».
Зоя Кочановская умерла на руках обезумевшего от горя Крючкова. Ей было всего 35 лет.
Ее похоронили на кладбище старообрядческой деревни Рудня-Никитская, неподалеку от двух древних деревянных храмов – Рождества Пресвятой Богородицы и Рождества Христова, в церковной ограде.
Свадьба
Так вышло, что, несмотря на широкую популярность и заслуженную славу, Николай Крючков никогда не был обеспеченным человеком. Вероятно, деньги ему и не были нужны. Гораздо важнее была эмоциональная наполненность от всеобщего признания и любви зрителей.
Так или иначе, кроме миниатюрной квартирки в центре Москвы у него ничего не было. Однако материальные трудности совсем не пугали ни жениха, ни невесту. Они были счастливы уже просто от того, что есть друг у друга.
По настоянию друзей Крючков все же обуздал свою гордость и попросил у руководства новую комфортную квартиру, и ему пошли навстречу. Ключи от семейного гнездышка были вручены паре прямо на свадьбе.
Торжество было очень скромным. Оба – взрослые люди, уже бывавшие в браках и обжегшиеся ими. Никаких пышных нарядов и шумного веселья. Только узкий круг самых близких друзей со стороны жениха и невесты. Но всем было очень весело и по-домашнему уютно.
ПОДРОБНОСТИ: Алексей Гуськов биография личная жизнь семья жена дети фото
Однако судьба уготовила избраннице Николая Афанасьевича трагическую участь. Их счастье продлилось всего три месяца. Они даже не успели въехать в свою новую квартиру.
https://youtube.com/watch?v=3wqKYdseGB8
Лидия Крючкова сейчас
14 апреля 2021 года личную жизнь и биографию Лидии Крючковой и ее семьи обсуждали в «Прямом эфире» с Андреем Малаховым. Оказалось, что у престарелой вдовы Николая Крючкова проблемы не только со здоровьем, но и с близкими людьми.
Внучка Екатерина обвинила мать Эльвиру в том, что та сдала бабушку в психиатрическую клинику, чтобы вступить в права на жилплощадь. По словам Екатерины, сама она не нуждается в бабушкиных квадратных метрах, имея купленную на собственные средства квартиру. Эльвира, в свою очередь, говорила, что мать вела себя неадекватно, болела, кричала, проявляла параноидальные признаки, а потому нуждалась в госпитализации.
Лидия Крючкова сейчас (кадр из программы «Прямой эфир»)
Следственный комитет РФ даже устраивал проверку, чтобы разобраться с противоправными действиями в отношении вдовы артиста. Тем временем ее наследницы пытались разобраться с правами на недвижимость. Оказалось, что собственность на квартиру, где живет старшая Крючкова, принадлежит ее дочери и правнучке, вдова актера и ее внучка имеют право лишь на проживание.
В декабре 2021 года Лидия Николаевна находилась в реанимации, где ее лечили от коронавирусной инфекции.
Николай Крючков
Много-много лет назад, когда автор этих строк был еще совсем молодым, а Николай Афанасьевич Крючков — уже очень старым, редакция одного технического журнала попросила меня организовать заметку о войне и военных шоферах за подписью великого актера. Что-нибудь такое — прочувствованное, эмоционально сильное. Ведь Крючков переиграл множество водителей легковых, грузовых машин и даже танков, а уж после фильма «Горожане», где он сыграл таксиста, стал культовой фигурой у всех, кто сидел за рулем.
Я приехал к Николаю Афанасьевичу домой, в тихие приарбатские переулки. Сидел в гостях, наверно, часа два. Пили чай. Крючков говорил много, но совершенно не о том, что требовалось. Ему была интересна рыбалка, и он рассказывал о каких-то удочках, блеснах, лицензиях на рыбную ловлю в Чехословакии, где рыбка водится знатная. Больше ничего не помню. Ну, разве что матерился Николай Афанасьевич знатно.
Разумеется, текст я написал сам. Позвонил Крючкову, прочитал. Он расчувствовался, даже заплакал: «Спасибо, старик!» Хотя стариком тогда был он, а не я.
К чему я это вспомнил? Наверно, к тому, что Крючков в жизни был очень похож на Крючкова экранного. И если пересмотреть сегодня все роли великого артиста, легко разглядеть его самого. Простого и простодушного. Азартного. Искреннего. В чем-то наивного.
Известна история о том, как молодой артист Крючков явился на премьеру своего первого большого фильма «Окраина» в кинотеатр «Ударник». Контролеры категорически отказывались пропускать парня в резиновых тапочках с мокрыми после купания в Москве-реке волосами. Контролеры, как и зрители той поры, и представить не могли, что киногерой, кинозвезда может выглядеть как обычный парень с рабочей окраины.
Крючков и был обычным парнем из рабочего района — с московской Трехгорки. Самое что ни на есть заурядное и очень трудное детство: в 9 лет переболел тифом. Выжил, но долгое время после болезни ходил с постоянно склоненной в одну сторону головой, за что получил у сверстников кличку Колька Кривой. Дальше — фабрично-заводское училище, профессия гравера-накатчика, самодеятельность. Он умел играть на гармони, петь и бить чечетку. Последнее делал особенно лихо. Увлекся театром и попал в студию легендарного московского ТРАМа (Театра рабочей молодежи), где выходил на сцену в эпизодах. На репетиции в ТРАМе его, отплясывающего вприсядку вдоль и поперек, увидел режиссер Борис Барнет. Он и пригласил молодого Крючкова на главную роль в фильм «Окраина».
Кстати, потом все эти залихватские танцевальные коленца Крючков продемонстрировал в фильме «Трактористы», который окончательно утвердил новую советскую кинозвезду.
Крючков — звезда особая. Фантастическое обаяние, энергетика, талант — все это было и у других советских кинознаменитостей. В случае с Крючковым, как мне кажется, срабатывало то, что для зрителей во всех ролях он прежде всего был Николаем Крючковым, а уж потом — трактористом, шахтером, партизаном, матросом, колхозником, а впоследствии — генералом. В начале жизненного пути — бесшабашным, наглым, дерзким, лихим, нередко хулиганистым. В последних ролях — мудрым стариком, в глазах и молчании которого всегда считывались прожитые и пережитые годы.
И в жизни, и в кино он все делал лихо, по-молодецки. Надо было сесть за руль трактора или мотоцикла — садился. Надо было на съемках фильма «Фронт» лечь под танк — ложился. Не совсем, кажется, осознавая степень риска. 12 раз ломал на съемках руки и ноги, обжигал глаза. Кино было для него чем-то вроде богатырской забавы, развлечением для настоящих мужиков. Он и пил так же бесшабашно и безбашенно. Говорят, на спор выпивал какое-то немыслимое количество спиртного и не пьянел. Ходили легенды о молодецких загулах троицы друзей — Крючкова, Бориса Андреева и Петра Алейникова. И теперь уже не узнаешь, где правда, а где вымысел в историях о том, например, как «три танкиста, три веселых друга» заночевали в витрине мебельного магазина.
Крючков был всегда самим собой. Он, конечно, был прекрасным актером, но это тот редкий случай, когда человеческая индивидуальность естественным образом трансформировалась в актерскую органику.
У его героев не было среднего возраста. После ролей парней и молодых крепких мужиков он вдруг как-то резко постарел и стал таким, каким увидел его я. И снова в экранных героях Николая Афанасьевича проглядывало что-то несравнимо большее, чем полагалось по роли. Роль таксиста Бати в «Горожанах» стала исповедальной. А в «Осеннем марафоне», появившись всего в паре эпизодов, сказав всего несколько реплик, он рассказал, кажется, всё — и о поколении, и о самом себе. Постаревшем, деликатном, осознавшем конечность и непрерывность жизни.
Кинокритик Александр Колбовский
Рыбалка на балконе
— ЗНАЮ, он был заядлым рыбаком…
— Ему не нужны были фешенебельные курорты. Для него лучшим отдыхом была рыбалка. Куда бы он ни поехал, обязательно искал там речушку или озеро. Крючков говорил: «Потеряешь зорьку — потеряешь день». В конце жизни он уже не мог по состоянию здоровья рыбачить (перенес две операции), и я это делала за него. У нас пруд рядом с дачей, я ловила бычков для нашей кошки. А Николай Афанасьевич смотрел на меня с балкона…
— Крючков мог гвоздь в стену забить?
— Нет. Я могу сказать: за всю нашу совместную жизнь он ни разу не открыл холодильник и не поставил себе чайник. Помню случай. Однажды мы поехали отдыхать на юг. Я пришла с пляжа и всплеснула руками: «Ой, прищепки в Москве забыла». Назавтра Крючков уезжал на съемку. Когда вернулся, начал вынимать из чемодана подарки дочке и говорит мне: «Мать, вот тебе прищепки привез». Я минуты две сидела, в себя прийти не могла. «Ты что, сам пошел в хозяйственный магазин?» Он говорит: «Да при чем здесь я? Я попросил молодых актеров, дал им деньги, мне принесли».
В нашей совместной жизни он ни разу ухи не варил. Но рассказал мне рецепт. Если я его нарушала, Крючков говорил: «Две минуты переварила… Минуту недоварила». Однажды я точно все сделала и наконец-то сама поняла: «А, вот в чем дело. Не рыбный суп, а настоящая уха».
— Он был романтичным?
— Однажды встречала его самолет из Сибири. И Николай Афанасьевич привез мне огромный букет алых роз. Зимой! Мы сели в такси, и я его начала пытать: «Где можно взять в Сибири живые цветы?» Он только смеялся в ответ. Потом я его дома спрашивала: «Ну мучает меня этот вопрос!» — «Ну, в оранжерее купил».
— Как складывались ваши отношения с сыновьями Крючкова от других браков?
(Первый раз актер женился еще в ранней молодости, когда работал на Трехгорной мануфактуре гравером-накатчиком. В этом браке, просуществовавшем меньше года, родился сын Борис. Второго сына Николая родила Н. Крючкову актриса Алла Парфаньяк, впоследствии ставшая женой актера Михаила Ульянова. Третьей женой артиста была спортсменка, чемпионка лыжного спорта Зоя Кочановская, трагически погибшая через три месяца после свадьбы под колесами автомобиля прямо на глазах у актера. — О. Ш.)
— К нам в гости приходили и старший сын, и младший. Я не вмешивалась в их отношения, воспринимала Борю и Николая как сыновей своего мужа. Никаких неприятных инцидентов из разряда «мачеха и пасынок» у нас не было.
Наша дочь Эля — переводчик с английского языка. Она не захотела быть актрисой. А внучка Катя после школы собиралась поступать в Вахтанговское училище. Но за месяц до сдачи экзаменов ушел из жизни Николай Афанасьевич… Она так тяжело перенесла эту утрату, что не в состоянии была продолжить подготовку к экзаменам на актерский факультет. Скоро Катя должна закончить МГИМО.
«Ухожу к другой»
— КАКИМИ были его последние дни?
— Однажды дома Николай Афанасьевич потерял на три секунды сознание. Он сам этого не заметил, а я увидела… Попросила его обследоваться. Две недели врачи его обследовали и ничего не нашли. Пока отоларинголог не проверил, почему Крючков так тяжело дышит. Было обнаружено, что дыхательный проход у Николая Афанасьевича — всего миллиметр.
Последнюю неделю ходила к нему в больницу каждый день, мы практически не разлучались. В последний день жизни он сказал мне последние слова: «Мать, я люблю тебя». Я нагнулась к нему, поцеловала в щеку и сказала: «Я тебя тоже. Завтра я приду в 9 часов утра». Ему должны были делать операцию… Но утром Николай Афанасьевич встал и… упал. Видно, слизь попала в дыхательный проход — и он закрылся.
После его смерти мне приснился сон. Мы сидим с ним за столом. Звонит телефон: «Приходите за зарплатой Крючкова». (За него обычно ходила получать деньги я, т. к. Николай Афа
насьевич этого не любил.) Но он мне говорит: «Я сам получу». — «Почему?» — «Я ухожу к другой женщине». И тут я вижу: стоит черноволосая женщина чарующей красоты. Говорю ей: «Зачем ты его берешь? Он уже немолодой! Ты столько их забрала и всех оставила!» Но Николай Афанасьевич непреклонен, хочет с ней уйти. Я смотрю ему вслед и вижу, что он идет легко-легко. Думаю: «Надо же, у него больные ноги, мы их лечили-лечили, а здесь он бежит, как молоденький. Она его, что ли, вылечила?» Потом мне объяснили, что сон обозначает следующее: его забрала смерть, и смерть красивая. Непреклонен он был потому, что смерть была неизбежна. А то, что шел легкой походкой… На том свете ноги не болят…
— Я вижу, что в одном месте на скульптуре Николая Афанасьевича, на носу, краска более блеклая, чем везде… Вы целуете его?
— (Молча улыбается.) Как вам сказать… Я не вижу холодного камня в этой скульптуре… Мне кажется, что Коля рядом…
Сложный мальчик
Николай Крючков и Алла Парфаньяк. / Фото: www.kioskplus.ru
Во время съёмок в фильме «Небесный тихоход» в 1945 году актёр познакомился с Аллой Парфаньяк. Для молодой актрисы это была дебютная работа в кино, а Николай Крючков к тому времени уже был знаменитостью. Он был старше Аллы на 12 лет, но для обоих это не стало препятствием к заключению брака.
Семейная жизнь Николая Крючкова и Аллы Парфаньяк была далека от идеала, и актёр часто не хотел возвращаться домой после съёмок, предпочитая отдохнуть и прийти в себя в гостинице. Они прожили вместе десять лет, а потом актриса, забрав родившегося в браке сына Николая, ушла к другому актёру, Михаилу Ульянову.
Николай Крючков. / Фото: www.imageban.ru
Николай остро переживал развод родителей. Да к тому же мальчик рос очень болезненным, а впоследствии проявилась его склонность к депрессиям. Отношения с матерью у него всегда были очень напряжёнными. Впрочем, с отцом он тоже не смог найти общего языка. Лидия Николаевна, вдова актёра, жалела Николая Крючкова-младшего и даже помогала ему тайком от мужа.
Николай Афанасьевич и сам подолгу беседовал с сыном, пытался убедить его в том, что для достижения какого-то результата нужно обязательно трудиться. Но Коля протестовал и считал неприемлемым для себя «горбатиться с утра до ночи», как сам он говорил. И пример отца, который всегда много работал, чтобы обеспечить достойное существование себе и своим близким, для сына не был показательным.
Николай Крючков-младший. / Фото: www.7days.ru
Он отучился год на физмате, но после бросил институт, периодически устраивался на работу и подолгу нигде не задерживался. Родители приобрели для Николая кооперативную квартиру, пытались приучить к самостоятельности, но молодой человек так и не смог оценить стараний матери и её мужа, да и общение с отцом складывалось только через его жену, пытавшуюся оградить Николая Афанасьевича от переживаний за сына.
Николай Крючков. / Фото: www.peoples.ru
При этом Николай был очень талантлив, он самостоятельно выучил английский язык, читал в подлиннике Шекспира и мог бы стать хорошим переводчиком. Но он совершенно не видел в этом смысла. Позже, Николай Крючков-младший объявил себя диссидентом, стал выступать активно против режима, не забывая подвергнуть критике и своих родных, отца и отчима. Известно, что Николай Крючков дважды попадал в психиатрическую клинику из-за требования предоставить ему политическое убежище в США после высылки из страны Александра Солженицына.
Впоследствии он смог нелегально выехать в Германию, но оттуда его депортировали на родину. Несколько лет спустя он всё же отказался от российского гражданства и смог выехать в США, где работал в библиотеке. В одном из своих последних интервью Алла Парфаньяк признавалась: ей ничего неизвестно о судьбе сына.
Детство
Николай Крючков появился на свет 24 декабря 1910 года в городе Москве. Его мама занималась домашним хозяйством, а отец большую часть жизни трудился в качестве рабочего на различных предприятиях. В жизни Крючкова-старшего было многое – тяжелая работа, кровавая революция и бессмысленная Первая мировая война.
Наверное, именно поэтому отец нашего сегодняшнего героя ушел из жизни очень рано – когда его сыну не исполнилось еще и четырнадцати лет.Фильмы с Николаем Крючковым популярны до сих порПосле этого будущий актер стал учиться на гравера-накатчика.
Весьма примечательно, что в школе фабрично-заводского ученичества Николай Крючков оказался уже в четырнадцатилетнем возрасте. Таким образом, детства у советского парня почти не было. Он работал и учился, учился и работал.
Как вспоминают многие друзья нашего сегодняшнего героя, артистом Крючков был уже с самого рождения. Уже с юношеских лет он постоянно развлекал публику своей художественной самодеятельностью, играя на баяне, распевая песни и отбивая зажигательную чечетку. Все это сделало его очень популярным среди друзей и коллег по работе.
О талантливом гравере-накатчике вскоре узнало начальство, которое и помогло Николаю попасть в школу актерского мастерства, действовавшую при Театре рабочей молодежи. В этом месте будущий известный актер очень скоро стал своим.
Его талант оценили педагоги и сверстники. А потому совсем скоро наш сегодняшний герой стал одной из главных звезд местной сцены. Николай Крючков участвовал во всех спектаклях Театра рабочей молодежи.
От подобного предложения отказываться было глупо, а потому в скором времени наш сегодняшний герой приступил к съемкам. В итоге исторический фильм Бориса Барнета стал пропуском актера в мир советского кино.
По старинному обычаю, имя новорожденной девочки было выбрано в строгом соответствии со святцами. Ей дали имя Зоя. “Жизнь” – так переводится это имя с греческого языка.
С самых ранних лет, как и все остальные дети староверов, дочь Яковлевых была приучена к труду. Работать приходилось много, ведь в Мисцево никто не покупал продукты в магазине, да его там отродясь и не было – потомки раскольников жили с собственных огородов, держали скотину и все необходимое для дома делали своими руками.
Отец с детства привил ей любовь к лыжам. Места для катания в глухом Мисцево было предостататочно.
Зоя была умной, чувствительной, общительной и словно наполненной каким-то внутренним светом и природным состраданием к окружающему миру, людям и животным.
Послевоенное детство Светланы Крючковой
Родители Светланы Николаевны познакомились во время войны. Ее мама происходила из северного народа – поморов; была доброй, но очень сдержанной натурой, работала в статистическом управлении Кишинева, любила играть на гитаре и петь. Отец, Николай Крючков, родившийся в глухой деревушке в Гомельской области, напротив, был человеком агрессивным и жестким – обязывала профессия. Он прошел Финскую войну, работал следователем НКВД, во время Великой Отечественной был майором в отряде СМЕРШ, а уволился со службы только в период разоблачения культа Сталина.
Родители Светланы Крючковой
Актриса вспоминала отца с дрожью в голосе: он воспитывал детей согласно военной дисциплине, мог разбудить Светлану, ее старших сестру Майю и брата Владимира посреди ночи, чтобы те ответили выученные уроки.
В те сложные послевоенные годы семья жила в центре Кишинева, в одноэтажном доме без всяких удобств. Двор был большим и интернациональным: русские, украинцы, евреи, молдаване, – жители собирали общий стол на улице, ходили в гости без приглашения (как впоследствии признавалась Светлана Николаевна, для многих образов она заимствовала характеры бывших соседей). Во время таких посиделок с детства мечтавшая стать артисткой Светлана рассказывала собравшимся стихи, пела вместе с мамой.
Маленькая Светлана Крючкова (с цветами в руках) с друзьями детства
Эту мечту попытался пресечь суровый отец: «Станешь артисткой – прокляну!», однако мать поддержала Светлану, и в 1967 году девушка, нарушив запрет, отправилась покорять столичную «Щепку». Хотя конкурс на каждое место составлял 240 человек, Крючкова сумела дойти до финального этапа, однако проиграла девушке, которая в итоге так и не стала профессиональной актрисой.
Светлана Крючкова в молодости
Расстроенная Светлана вернулась в Кишинев, где устроилась на работу в Центральное статистическое управление, а следующим летом предприняла еще одну попытку – и снова мимо, абитуриентку опять отсеяли на заключительном этапе.
На этот раз Светлана отказалась возвращаться домой: первое время жила у знакомых, потом приходилось скитаться по вокзалам, голодать и экономить на всем. Волей случая ей удалось устроиться слесарем-сборщиком на завод ЗИЛа; ночевала она там же, в подсобном помещении. И все-таки физические нагрузки и нечеловеческие бытовые условия оказались непосильными для молодой Крючковой, и девушка второй раз вернулась домой, под строгий надзор отца, который заставил ее устроиться старшим препаратором в Кишиневский сельскохозяйственный институт.
На долю юной Светланы Крючковой выпало много испытаний
В 1969 году Светлана решила снова попытать счастья, на этот раз умерив амбиции до одного из театральных вузов Самары. Путь лежал через Москву, и девушка, обладая запасом времени, заглянула в школу-студию МХАТ, где как раз проходил набор абитуриентов. В этот раз приемная комиссия по достоинству оценила способности Светланы Крючковой, и девушка поступила на курс Василия Маркова, заслуженного педагога и актера, знаменитого ролью Феликса Дзержинского.