25 фильмов в жанре антиутопии

Battle Royale 2 (2003, Япония), IMDb: 4.7

Афиша

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

Предоставлено пользователем: Чупакабра

2 часа 35 минут

Дата выхода в мире

5 июля 2003

Сорок два школьника ехали на лыжный курорт, а попали в железный ангар. Там их переодели в камуфляжную форму и объяснили новые правила Королевской битвы: теперь они должны изничтожать не друг друга, как раньше, а террористов. Режиссер первой части умер на съемках, так что сиквел, законченный его сыном-неучем, выглядит непреднамеренной пародией.

Режисcеры фильма «Королевская битва-2»

Это интересно: Озорная Такаги (сериал 2018) – Сюжет, Трейлер, Рейтинги — разбираемся во всех подробностях

Особенности

Еще в 2011 года трио канадских режиссеров в лице Франсуа Симар, Анук Висселль, Йоанн-Карл Висселль сняло короткометражку “Т – значит турбо”, которая заложила фундамент под будущий малобюджетный комедийный боевик “Турбо пацан”. В той непродолжительной ленте отлично считывается не только общая для фильмов тематика, но даже цветовая гамма картинки, ряд персонажей и даже некоторые сцены. На поиски бюджета для полноценной работы ушло несколько лет, зато на выходе получился весьма неординарный продукт.

“Турбо пацан” часто сравнивают с “Безумным Максом”, но здесь требуется ряд уточнений. Сходство есть с картиной 1979 года с Мэлом Гибсоном в главной роли, а никак не с ремейком 2015 года. Некоторый ретро антураж “Турбо пацана” стал как будто связующим мостиком между оригинальной лентой Джорджа Миллера и его же переизданием.

При этом серо-зелено-голубые оттенки видеоряда имеют больше общего с “Книгой Илая” режиссеров Альберта и Аллена Хьюз. Почему вспоминается это произведение? Все та же антиутопия, постапокалипсис, погоня за реликвиями прошлого и неимоверная ценность воды. Естественно, жанры у фильмов абсолютно разные. Равно как не совпадает “Турбо пацан” по жанру и со всеми версиями “Безумного Макса”.

Не уходила из головы и идея, что Франсуа Симар, Анук Висселль, Йоанн-Карл Висселль сняли карикатуру на оказавший серьезное влияние на поп-кульутур боевик Миллера. Одна замена рычащих спорткаров, багги и бигфутов на велосипеды чего только стоит! Но добавление мясорубки в стиле слэшеров а-ля “Зловещие мертвецы” придало картине определенного колорита.

А чтобы окончательно добавить атмосфере боевика незабываемый оттенок, было принято решение сдобрить все происходящее в кадре качественным синти-поп сопровождением. Какой же киберпанк без подобного саунда. А то что “Турбо пацан” это киберпанк, можно не сомневаться. Ведь основного шороха в сюжете фильма навели киборги, самым колоритным из которых была назойливая Яблочко.

Кстати, немного позже выхода фильма силами музыкального коллектива Le Matos был представлен короткометражный приквел к событиям “Турбо пацана”. Канадские электронщики стали авторами основного саундтрека к фильму, поэтому обладали полным правом еще немного похайпить на персоне самого интересного персонажа ленты.

Топ 3 лучших фильма в стиле киберпанк

3. Бегущий по лезвию (Blade Runner) 18+

Кинопоиск: 7.677 IMDb: 8.20


Год: 1982

Возможно, для любителей научной фантастики не будет сюрпризом, что в список трёх лучших фильмов в жанре киберпанк входит лента «Бегущий по лезвию», ведь её считают культовой, зародившей моду на киберпанк.

Стоит отметить, что данный фильм основан на романе Филипа Дика под названием «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Сюжет разворачивается вокруг детектива полиции Лос-Анджелеса Рика Декарда. Его восстанавливают в должности, чтобы найти и уничтожить репликантов, то есть людей, созданных искусственным путём. Ему нужно отыскать несколько киборгов, которые сбежали из космической колонии и прибыли на Землю.

Но для начала ему необходимо выяснить мотивы киборгов. Зачем они желают встретиться с главой корпорации, которая занимается исследованием кибернетического интеллекта.

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию»

2. Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049) 18+

Кинопоиск: 7.625 IMDb: 8.00


Год: 2017

Действие фильма разворачивается в недалеком будущем, где Землю населяют как обычные люди, так и репликанты, которых создают для выполнения самой сложной работы. Сюжет закручивается вокруг офицера полиции по имени Кей. Его работа – контролировать репликантов в мире, где начинает нарастать напряжения, и где всё сложнее хранить секреты от репликантов о том, кто они на самом деле.

В какой-то момент он узнаёт секретную информацию, которую репликанты не должны обнаружить, иначе начнётся война против людей. Чтобы разгадать одну тайну, связанную с репликантами, и спасти человечество, ему нужно найти Рика Декарда, ранее служившего в специальном подразделении полиции. Сделать это непросто, ведь он исчез, и никто уже много лет о нём не слышал.

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию 2049»

1. Матрица (Matrix) 16+

Кинопоиск: 8.491 IMDb: 8.70


Год: 1999

Наверное, в мире нет любителей кино, которые не смотрели бы этот культовый фильм. Его смотрят и пересматривают до сих пор, а некоторые его элементы даже можно встретить в повседневной жизни, например, термин «красная и синяя таблетки».

Но в год, когда вышел этот фильм, никто и не подозревал, что он станет настоящим шедевром в жанре киберпанк. Стоит отметить, что братья Вачовски вдохновились множеством книг и более старых фильмов, но больше всего — романом Уильяма Гибсона «Нейромант», считающимся классикой киберпанка.

Сюжет фильма расскажет о хакере по имени Нео, который начинает подозревать, что с миром вокруг него творится что-то неладное

В сети он ищет ответ, и внезапно с ним связывается таинственный Морфеус, который обещает открыть Нео всю правду о мире и о его важной роли в нём.

Атомная и водородная бомба

Академик Игорь Васильевич Курчатов занимает особое место в науке ХХ века и в истории нашей страны. Ему – выдающемуся физику – принадлежит исключительная роль в разработке научных и научно-технических проблем овладения ядерной энергией в Советском Союзе. Решение этой сложнейшей задачи, создание в cжатые сроки ядерного щита Родины в один из наиболее драматических периодов истории нашей страны, разработка проблем мирного использования ядерной энергии было главным делом его жизни. Именно под его началом создается и успешно испытывается в 1949 году самое страшное оружие послевоенного времени. Без права на ошибку, иначе – расстрел… А уже в 1961 году группой физиков-ядерщиков лаборатории Курчатова было создано самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества — водородная бомба АН 602, за которой тут же закрепилось вполне уместное историческое название — «царь-бомба». При испытании этой бомбы сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.

Ракетно-космическая техника и практическая космонавтика

Имя Сергея Павловича Королёва характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства – эру освоения космического пространства. Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем академика Королёва – первого Главного конструктора ракетно-космических систем. С 1953 по 1961 год каждый день Королёва был расписан по минутам: одновременно он работал над проектами пилотируемого космического корабля, искусственного спутника и межконтинентальной ракеты. 4 октября 1957 года стало великим днём для мировой космонавтики: после этого спутник еще долгих 30 лет пролетал через советскую поп-культуру и даже прописался в Оксфордском словаре как «sputnik». Ну а о том, что произошло 12 апреля 1961 года, достаточно сказать «человек в космосе», ведь почти каждый наш соотечественник знает, о чем идет речь.

Остров (2005)

Фантастический боевик, режиссером и одним из продюсеров которого стал Майкл Бэй. Главные роли в нем сыграли Юэн Макгрегор и Скарлетт Йоханссон.

События разворачиваются в 2019 году. Когда-то произошла глобальная катастрофа, и выжившие люди вынуждены жить в специальном комплексе, соблюдать диету. Здесь запрещены секс, алкоголь, агрессия, все ходят в одинаковых белых костюмах.

Главный герой – Линкольн-Шесть-Эко живет здесь уже 3 года и ему уже все наскучило. Единственная его радость – общение с подругой Джордан-Два-Дельта. Но вскоре и она должна покинуть комплекс, якобы отправиться на Остров. Но вскоре Линкольн понимает, что их обманывают.

Зрители пишут, что «Остров» – отличный фантастический экшн, яркий, динамичный, умное и последовательное кино.

Киноаппарат

В 1893 году, работая вместе с физиком Любимовым, Иосиф Андреевич Тимченко создает так называемую «улитку» — особый механизм, с помощью которого в стробоскопе удавалось прерывисто менять очередность кадров. Данный механизм позже лег в основу кинетоскопа, который Тимченко разрабатывает совместно с инженером Фрейденбергом. Демонстрация кинетоскопа состоялась в следующем году на съезде русских врачей и естествоиспытателей. Были показаны две ленты: «Копьеметатель» и «Скачущий всадник», которые были сняты на Одесском ипподроме. Этому событию даже есть документальные подтверждения. Так, в протоколе заседания секции значится: «Представители собрания с интересом ознакомились с изобретением господина Тимченко. И, в соответствии с предложениями двух профессоров, решили выразить благодарность господину Тимченко».

Сюжет

Экономическая ситуация в государстве оставляет желать лучшего. Поскольку начался серьезный кризис. Чиновники пытались убедить население в том, что это временные трудности, с которыми они гарантировано справятся в кратчайшие сроки. Однако, все эти обещания оказались пустым звуком. Впоследствии ситуация еще больше обострилась. Поскольку около 15% населения страны попросту потеряли работу. Процент безработных оказался слишком высок. Из-за этого повысился и уровень преступности. Конечно, власти делали все возможное, чтобы заставить народ успокоиться и показать, что никакого повода для паники нет.

Но люди понимали, что в действительности чиновники просто отказываются принимать меры для стабилизации экономики. Чтобы как-то повлиять на правительство, граждане начинают бойкотировать школы. Посещаемость резко снижается и это становится поводом для беспокойства. Местные чиновники серьез опасаются того, что им придется ответить на бездействие. Ведь если о бойкоте станет известно в высших кругах, то увольнения избежать попросту не удастся. Не желая расставаться со своими высокими постами, представители власти принимают решение внедрить новый проект, который получил название «Королевская битва».

Это образовательный проект. Вот только принимать в нем участие дети обязаны под дулом пистолета. Ведь иначе их невозможно было заставить это делать. Никто из учеников не подозревает о том, что им уготована весьма незавидная участь. Поскольку в действительности этот эксперимент не имеет ничего общего с учебой. Однажды дети поехали на экскурсию и оказались похищены. Однако, похитителями оказались вовсе не случайные бандиты, а педагогический состав школы. Все это было спланировано заранее.

Школьники пришли в себя на странном острове и у каждого из них на шее был металлический ошейник. Учитель, который находился здесь вместе с ними, объяснил правила выживания. Как выяснилось, все дети были в срочном порядке вывезены на остров, который является полностью необитаемым. На их шеи надели специальные ошейники, в которые была помещена взрывчатка. Снимать их запрещено. При попытке сделать это бомба будет активирована. Так же активация произойдет и в случае, если дети окажутся в запретной зоне, которая каждый три дня будет меняться.

Чтобы выжить и получить свободу, дети должны друг с другом сражаться. Для этого им в случайном порядке будет выдано оружие. Кто-то получит огнестрельное оружие, а кому-то придется довольствоваться веером. Участники вправе сражаться за припасы и оружие. В конце испытания должен остаться только один выживший. Если их будет больше, то все умрут. Тем не менее, в первый же день ученики разбираются на команды. Пока они верят, что таким образом смогут спастись. Но вскоре становится очевидным тот факт, что человеческая преданность весьма странное и переменчивое чувство.

Коммунизм как религия

Еще одним автором, погруженным в антиутопические кошмары и переживания, был Михаил Козырев, входивший в литературную группу, образованную при московском издательстве «Никитинские субботники» (в этом издательстве выходили произведения Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Сигизмунда Кржижановского). Сегодня имя Козырева практически забыто, но в 1920-е его сатирические рассказы и фельетоны были довольно популярны. За фантастические сюжеты и гротескную образность его прозвали «русским Свифтом» (в 1936 году, кстати, он написал антифашистскую повесть «Пятое путешествие Лемюэля Гулливера»). Кроме того, Козырев был автором городских романсов «Называют меня некрасивою», «Недотрога» и др.

В 1925 году он написал сатирическую повесть «Ленинград» с фантастическим флером, который, впрочем, лишь маскировал явную критику в адрес большевиков. Козырев использовал повторяющийся в фантастической литературе 1920-х прием: с помощью гипноза он усыпил своего героя — рабочего-революционера, попавшего в тюрьму в 1914 году за участие в забастовке, — и воскресил его уже в 1951-м, после победы большевиков и переименования Петрограда в Ленинград. Главный герой, не планировавший проспать так долго, неожиданно для себя попадает в мир реализованной утопии: его встречают ничего не говорящие ему названия улиц («ул. 25-го Октября», «Город-сад им. Семашко»), воздушные паровозы, новые виды коммуникации. Перед ним проносятся футурологические картинки — сокращение рабочего дня до двух часов, диковинные приборы, которые позволяют, «сидя в своей комнате, не только слушать концерт, но видеть артистов и даже разговаривать в антрактах со знакомыми». Всё как в лучших романах Уэллса, когда путешественник во времени ощущает чуждость неизвестного ему мира и пытается примерить на себя новые ценности и порядки.

Пожалуй, самое крамольное в повести Козырева — это гротескное сравнение адептов коммунизма с религиозными фанатиками. Политические ритуалы образца 1951 года выглядят в глазах героя подобием лютеранского богослужения, а зубрежка политграмоты напоминает о заучивании церковного катехизиса:

Климент Редько, «Восстание», 1925

Стоит ли говорить, что главный герой не выдерживает экзамена «нового общества» и, более того, начинает подбивать всех жителей на восстание против псевдопролетарской власти, однако терпит крах.

Сквозь снег (2013)

Фильм антиутопия в жанре фантастики о классовом неравенстве от режиссера «Паразитов» Сон Кан-хо. В результате техногенной катастрофы поверхность Земли навсегда покрылась льдом и снегом. Остатки человечества вынуждены жить в движущемся поезде, разделенного по иерархиям. В хвостовой части обитают бедняки, а высшие слои населения живут в роскоши первых вагонов. Нищим не хватает еды и элементарных вещей для нормальной жизни, поэтому бунт остается делом времени.

Оригинальное названиеSnowpiercerЖанрФантастика, боевик, драмаАктерыКрис Эванс, Сон Кан-хо, Тильда Суинтон…СтранаКорея Южная, ЧехияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 7.1Возрастные ограничения16+

Вендетта (2005)

В 2005 году выходит фильм господ Вачовски «V значит вендетта». В вендетте тоже вершину власти занимают верующие консерваторы, лидер которых показан как истеричный фанатик. В знаках государственной власти тоже воспроизводится эстетика Третьего рейха, и государственная символика тоже сближена с христианской.

Все государственные деятели показаны в дурном свете. Члены правительства подозревается в выпускании вируса среди собственных граждан, чтобы потом дать им спасительную вакцину и тем самым выиграть в борьбе за власть.

Государственная власть обвиняется в тяжких преступлениях против своего народа, и для вскрытия этих преступлений необходим герой-террорист. Таким героем-террористом выступает В., который хочет взорвать здание парламента. Парламент – это высший законодательный орган государства, соответственно, здание Парламента является символом самого государства.

Так создатели фильма практически прямым текстом говорят зрителю, что государство должно быть разрушено.

«Здание — это символ, так же, как и его взрыв.» 00:32:29

В течение фильма зритель проникается сочувствием к главным героям и их революционным идеям, а также ненавистью в отношении государства, подавляющего свободу человека.

Во всей этой истории забавно то, что Пороховой заговор 1605 года, который предлагается зрителю как символ борьбы за социальную справедливость, был на самом деле реакционным действием, попыткой восстановить пошатнувшийся феодализм и католицизм. То есть, был попыткой возврата к традиционным устоям. Но подмена смыслов – это одна из фишек постмодерна

Для постмодерна вообще неважно, какая подлинная цель была у заговорщиков 1605 года. Важен только сам факт попытки свержения короля, разрушение вертикали власти

Так же, кстати, переворачивается и значение фейерверков. В Англии 5 ноября традиционно празднуется провал Порохового заговора, во время празднования запускаются фейерверки и сжигается чучело Гая Фокса. В фильме же празднуется победа анонимного заговорщика, взорвавшего здание Парламента.

По ходу фильма, зрителю даётся установка на профанацию роли государства и правительства: «Люди не должны бояться своих правительств. Правительства должны бояться своих людей.» 00:32:22

Зрителям внушают, что и религия, и государство потеряли свою значимость для людей: «Нашей стране нужны не мертвые символы, а надежда» 02:01:00

Постмодерн, уничтожая символы, не предлагает взамен ничего конкретного, только надежду. Главное – разрушить то, что есть.

В Вендетте тоже оправдывается насилие ради достижения социальной справедливости. «Насилие можно использовать во благо» 38:41

По иронии судьбы, кадры взрыва здания Парламента сопровождаются музыкой Чайковского – увертюра «1812», где звучит гимн «Боже, царя храни». Либеральная революция совершается под гимн авторитарной монархии. А между тем, зритель, принимая революционный пафос фильма за чистую монету, даже не догадывается, что возможно создатели фильма его просто троллят. Вполне себе в духе постмодерна.

Предварительные итоги

Как видим, культура постмодерна порождает героя нового типа – борца с системой, террориста. И в фильмах-антиутопиях даётся конкретное указание на то, что «система» — это не что иное как государство.

Задачей традиционного героя было сохранять целостность и установленный порядок в обществе и государстве, то есть бороться с силами хаоса, чтобы низшие сферы могли действовать в соответствии с высшими. Любой враг в традиционном сознании ассоциируется с хаосом, который стремится вторгнуться на территорию обустроенного и строго упорядоченного мира. Классический герой должен покорить силы хаоса, подчинить его высшим разумным принципам. Должен бороться с низшим, в пользу высшего.

Герой постмодерна, напротив, – это представитель хаоса. И его задача – бороться с порядком, который ограничивает свободу индивида, а значит, сам по себе является несправедливостью.

Но конечно, в фильмах ситуация будет показана так, чтобы не возникало сомнений в правильности действий героя. Тем не менее, характерный паттерн будет одним и тем же: герой борется не с чужеродцами или иноплеменниками, а с представителями своего же народа, занимающими более высокий статус.

Потрошители (2009)

Американский фильм в жанре антиутопии пополнил стройные ряды футуристических триллеров. Наука далеко шагнула вперед, лаборатории выращивают новые органы на заказ. Любому человеку доступна операция трансплантации, но цена оказывается слишком высокой. Кредит приходится выплачивать годами, а уклонение от финансовых обязательств приводит к катастрофе. К должнику высылается отряд Потрошителей, которые изымают орган. Однако наступает момент, когда наемник сам становится неплатежеспособным заемщиком.

Оригинальное названиеRepo MenЖанрФантастика, боевик, триллерАктерыДжуд Лоу, Форест Уитакер, Алиси Брага, Лив Шрайбер…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 6.3Возрастные ограничения16+

Самолёт Можайского

Над решением сложнейших задач по разработке самолета работали многие умы по всему миру. Многочисленные чертежи, теории и даже тестовые конструкции не давали практического результата – самолет не поднимал в воздух человека. Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский первым в мире создал самолет в натуральную величину. Изучив труды своих предшественников, он развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Его результаты в полной мере разрешали вопросы своего времени и, несмотря на очень неблагоприятную обстановку, а именно отсутствие фактических возможностей в материальном и техническом плане, Можайский смог найти в себе силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. Но сохранившиеся документальные материалы, к сожалению, не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

Отличие утопии от антиутопии

Так в чём заключается отличие антиутопии от утопии? Получается, что антиутопия является логическим развитием утопии и её завершением

В утопии внимание обращено на положительные черты и положительные стороны общественного устройства в будущем, в то время как антиутопия стремится выявить негативные факторы, и демонстрирует отрицательные изменения, уже произошедшие и ещё происходящие в обществе

Кроме того, одна из особенностей утопии — статичность модели общественного устройства, для антиутопии же характерна динамичность и описание развития общественных режимов, пребывающих в постоянной эволюции. Помимо этого, авторы, работающие в жанре утопии, с трепетом относятся к описанной ими модели общества, тогда как антиутописты, вероятно, иронизируют и высмеивают тупиковую ветвь развития, которую общество выбрало себе для эволюции.

Обливион (2013)

В 2013 году вышел фильм «Обливион», где конфликт угнетённых и угнетателей переводился в космическую и метафизическую плоскость (подробный разбор фильма есть на канале).

Главный герой здесь тоже разрушает символическую вертикаль, наверху которой находится инопланетный завоеватель, символизирующий, во-первых, Бога, а во-вторых, верхушку власти в авторитарном государстве. Об этом говорят помещенные в фильме отсылки к Французской буржуазной революции (книга «Повесть о двух городах» Ч. Диккенса).

К сожалению, простые зрители, так сказать, «пролетариат», захваченные показанной картиной революционного свержения угнетателей, наивно думают, что создатели фильма стоят на их стороне, на стороне «пролетариата». И никто не задумывается о том, что ведь целью буржуазной революции, к которой делается отсылка, было устранение препятствий для развития капитализма. То есть, по сути, буржуазная революция – это демонтаж авторитарного государства ради продвижения интересов бизнеса. И, получается, что создатели фильма через свою отсылку говорят совершенно прямо о своих интересах в распространении капиталистической системы.

Неуместный человек (2006)

Андреас Рамсфьелль мечтает об идеальной жизни, как на обложках глянцевых журналов. Устав от мрачного мира, мужчина бросается под поезд – и оказывается в чудесном городе. Жители словно сошли с рекламных постеров, а происходящее напоминает фильм с безупречным сценарием. Однако очень скоро Андреас понимает, что в изумительном мире он стал неуместным человеком, мечтающим об обычной жизни.

Оригинальное названиеDen brysomme mannenЖанрФэнтези, драма, комедия, детективАктерыТронд Фауса Аурвааг, Петронелла Баркер, Пер Шаанинг…СтранаНорвегия, ИсландияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 7.3Возрастные ограничения16+

Высотка (2015)

Доктор Лэнг заселяется в элитный жилой комплекс, спроектированный талантливым архитектором. Высотка – предел мечтаний, сочетающий все необходимое для комфортной жизни. Однако обладатели апартаментов на верхних этажах не подозревают, с чем приходится сталкиваться обитателям нижних этажей. Идеальный фасад дает трещину, когда жители разделяются на воинствующие кланы.

Оригинальное названиеHigh-RiseЖанрДрама, фантастика, ужасыАктерыТом Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс, Элизабет Мосс…СтранаВеликобритания, Ирландия, БельгияРейтингКинопоиск – 5.6, IMDb – 5.6Возрастные ограничения18+

Примечания

  1. Суть политической философии Гоббса в том, что в чреве Левиафана — то есть, системы со всеми её законами — человек ищет убежище от дикости естественного состояния, которое представляет собой войну всех против всех и при котором жизнь коротка, тупа и беспросветна. Поэтому даже если Левиафана где-то нет, то он должен быть создан и он создается, ибо человеку он нужен.

Жанры

Страницы в категории «Жанры» 

Авторский поджанр, Антиутопия, Вестерн, Готический жанр, Детектив, Криминал, Микрожанр, Новогодние и рождественские истории, Пикареска, Робинзонада, Ужасы, Фантастика

Подкатегории для категории «Жанры» 

Жанры видеоигр, Жанры ужасов, Жанры фантастики, Мифология, Типы сказок

Лобстер (2015)

Черная комедия режиссера Йоргоса Лантимоса, который также был одним из авторов сценария и продюсеров. В фильме показан мир недалекого будущего, в котором людям не разрешается быть одинокими, нужно обязательно найти себе пару. Если у человека нет спутника жизни, его отправляют в Отель, где он за 45 дней должен кого-то себе найти. Те, кто и тогда не определится, будут превращены в животных и выпущены в Лес.

Критики положительно отозвались о картине «Лобстер». Зрители также от него в восторге, пишут, что эта картина заставляет думать. Это уникальное кино, непредсказуемое, нестандартное, после которого начинаешь задумываться об абсурдности морали общества. Умный, вдумчивый фильм, с сотней метафор и скрытых смыслов.

Лобстер (2015)

Сюжет интересного европейского фильма про антиутопию разворачивается в фантастическом мире, где общество не приемлет одиночек. Если к определенному возрасту кто-нибудь не обзаводится парой, его отправляют на полтора месяца в гостиницу. Постояльцы отеля обязаны за установленный срок выбрать вторую половинку. В случае неудачи человека превращают в животное, и одиночка сам может решить, кем он хочет стать.

Оригинальное названиеThe LobsterЖанрФантастика, триллер, драма, мелодрама, комедияАктерыКолин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Джессика Барден…СтранаИрландия, Великобритания, Греция, Франция, НидерландыРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 7.2Возрастные ограничения18+

История жанра

Вообще, поскольку жанр довольно близок к сатире, трудно однозначно сказать, когда он возник. Но иногда первопримером считается «Левиафан» (1651), сочинение о сильном подавляющем государстве (что сам автор, впрочем, считал благом), английского философа Томаса Гоббса, автора теории общественного договора. Хотя если копнуть глубже тему «тирании для их же блага», то можно найти и куда более древних авторов — от Платона до печально известного китайского легиста Шан Яна.

В XVIII веке, времени Просвещения, расцветает противоположный жанр утопии, так как люди верят в силу разума. Но уже тогда то и дело возникают и подобия антиутопии. Известный образец — сатира «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Лилипутию и Лапуту можно считать примерами некомпетентной антиутопии, а Лапуту — также и своего рода технократической. В том веке возникает и термин dystopia, но в контексте политики, а не литературы — его вводит английский же философ и экономист Джон Стюарт Милль.

В XIX веке появляется жанр научной фантастики в классическом виде, и в нём часто присутствуют элементы антиутопии, в том числе у его основателей, таких как Жюль Верн («Пятьсот миллионов бегумы», «Париж в XX веке») и Герберт Уэллс («Когда Спящий проснётся», «Первые люди на Луне», «Машина времени»). Но в чистом виде жанр утопии всё ещё популярнее, люди полны надежд на новые идеи.

А XX век становится веком разочарований. Тоталитарные строи, проблемы механизации, мировые войны, а затем холодная — отражение жизни на литературе закономерно. Главных образцов жанра, кодификаторов всех основных тропов — четыре.

  • «Мы» (1920) Евгения Замятина — о механистическом строе, в котором личность теряет ценность.
  • «О дивный новый мир» (1932) Олдоса Хаксли — сатира на общество потребления, где все проблемы решает сома.
  • «» (1948) Джорджа Оруэлла — самое кричащее произведение о тоталитарном строе.
  • «451 градус по Фаренгейту» (1953) Рэя Брэдберри — снова об обществе потребления, где сжигают книги.

В СССР жанр антиутопии резко критиковался, так как в нём видели нападки на советский строй (что не всегда было действительностью). С другой стороны, одобрялись антиутопии о проблемах капиталистического строя, но для них старались использовать другие термины — «роман-предупреждение» и «социальная фантастика».

Соседние с антиутопией поджанры фантастики — постапокалипсис и киберпанк. Первый можно считать своего рода анархической антиутопией, и он также стал особенно популярен в связи с потрясениями XX века, в 50-60-е годы (хотя были и более ранние примеры). Второй возник в 80-е годы (предтечи были ещё в 50-60-е), как деконструкция оптимизма научной фантастики, по принципу high tech, low life.

В XXI веке на волне популярности детско-юношеской литературы возник жанр молодёжной антиутопии, не столько о пороках строя, сколько о юных борцах с системой, кодификатор — «Голодные игры».

Что такое «Королевская битва»?

Батл-рояли изменили гейминг. Лучшие времена PUBG давно позади, однако игра остаётся рекордсменкой Steam по единовременному онлайну. На пике в неё рубилось 3.2 миллиона человек — это более чем в два раза круче, чем у залипательной Lost Ark или CS: GO. Fortnite всё ещё остаётся одной из самых популярных и прибыльных игр современности. Warzone и обновлённая Apex Legends до сих пор чувствуют себя отлично.

Влияние батл-роялей на литературу и кинематограф тоже колоссально. Сойка-пересмешница и кошмарные «Голодные игры» (The Hunger Games) навсегда поселились в сердцах многих читателей и зрителей. «Кайдзи» (Kaiji) обожает каждый второй фанат анимэ. Основанная на идеях королевской битвы «Игра в кальмара» (Squid Game) совсем недавно сводила мир с ума. Чего уж там, мы даже собрали подборку из игр, фильмов и сериалов со схожей концепцией.

Любопытно, что культурного феномена могло и не быть, если бы не Киндзи Фукасаку (Kinji Fukasaku) и его «Королевская битва». Как-никак сами битвы стали именно «королевскими», потому что их так назвали в киноленте.

Вышедший в 2000 году фильм собрал отличную кассу, сделал режиссёра мировой звездой и влюбил западных зрителей в Такэси Китано (Takeshi Kitano). Но стоит ли пересматривать кино в 2022? Что ж, культовая классика во многом устарела, однако от просмотра всё ещё можно получить массу удовольствия.

Любите королевские битвы?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Киностудия Прованс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: